Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

солженицын александр исаевич

Энциклопедический словарь

Солжени́цын Александр Исаевич (р. 1918), русский писатель, академик РАН (1997). Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему - сквозная тема рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матрёнин двор» (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир»), «На изломах» (1996), повести «В круге первом», «Раковый корпус» (1968; опубликовано за рубежом), вобравших собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылка (1953-56). «Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально) - «опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в том числе на Западе. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики XIX в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственных и христианских идеалов. В «Красном колесе» (т. 1-10, 1971-91) на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и её ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статье «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи» и др., в «Письме вождям Советского Союза» (все 1973) Солженицын предрекал крах социализма, обосновывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личностной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 - в ФРГ, с 1976 - в США, штат Вермонт; вернулся в Россию в 1994) и новейшей («Как нам обустроить Россию», 1990, «Русский вопрос» к концу XX в.», 1994). Автобиографическая книга «Бодался телёнок с дубом» (1975; с дополнениями - 1991) воссоздаёт общественную и литературную борьбу 1960-х - начала 70-х гг. в связи с публикацией его сочинений в СССР. Катастрофическому состоянию современной России, в том числе драматической судьбе русских за её пределами (на постсоветском пространстве), посвящена книга «Россия в обвале» (1998). Нобелевская премия (1970).

* * *

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич - СОЛЖЕНИ́ЦЫН Александр Исаевич (11 декабря 1918, Кисловодск (см. КИСЛОВОДСК) - 3 августа 2008, Москва) - русский писатель, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии (1970), Государственной премии Российской Федерации (2006). В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 века, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. Сквозной темой писательского творчества стало сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему.

Александр Солженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 году его семья обосновалась в Ростове-на-Дону (см. РОСТОВ-НА-ДОНУ); там в 1936 году Солженицын поступил на физико-математический факультет университета, которой окончил в 1941 году. Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому своей семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, подвели юношу к замыслу большой книги (по образцу «Войны и мира» Л.Н. Толстого) о Первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы (при характерном для эпохи сознании, что всему должно учиться) обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории.

В октябре 1941 года Солженицын был мобилизован; по окончании военного училища в конце 1942 года отправлен на фронт. Он был награжден орденами Отечественной войны второй степени и Красной Звезды. Последние фронтовые впечатления - выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) - отразились в написанных в лагере поэме «Прусские ночи» и пьесе «Пир победителей» (обе 1951), а позднее были использованы в «Августе Четырнадцатого» при описании «самсоновской катастрофы» - гибели армии А.В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя. 9 февраля 1945 года Солженицын был арестован за антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля был осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, п. 10 и 11). Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы «Республика труда» (первоначальное название «Олень и шалашовка», 1954). В июне 1947 года Солженицын был переведен в Марфинскую «шарашку», позднее описанную в романе «В круге первом». С 1950 года он находился в экибастузском лагере (опыт «общих работ» был воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»). В Экибастузе Солженицын заболел раком, опухоль была удалена в феврале 1952 года.

С февраля 1953 года он находился на поселении в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечился в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть «Раковый корпус». В феврале 1956 года А.И. Солженицын был реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что сделало возможным возвращение в Россию. Он учительствовал рязанской деревне, жил у героини будущего рассказа «Матренин двор». В 1957 году Александр Исаевич переехал в Рязань, преподавал в школе. Все это время он работал над романом «В круге первом».

В 1959 году за три недели был написан рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)», который в 1961 году через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л.З. Копелева (см. КОПЕЛЕВ Лев Зиновьевич) был передан в журнал «Новый мир», где, благодаря усилиям сотрудницы редакции журнала А.С. Берзер, попал в руки А.Т. Твардовского. Непосредственно у Н.С. Хрущева Твардовский добился разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича» («Новый мир», 1962, № 11). Рассказ, сочетающий предельную честность оценки всей бесчеловечной советской системы (а не только «сталинизма») и редкую художественную силу (чистота народного языка, точность в обрисовке несхожих характеров, концентрация действия, сливающая обыденность с символикой) вызвал восхищение читателей. Рассказы «Матренин двор» (первоначальное название «Не стоит село без праведника»), «Случай на станции Кречетовка» (оба «Новый мир», 1963, № 1), «Для пользы дела» (там же, 1963, № 7) упрочили писательскую репутацию Солженицына. Письма бывших заключенных и встречи с ними (227 свидетелей) способствовали работе над «Архипелагом ГУЛАГ». Александр Исаевич закончил работу над «Раковым корпусом», замыслил книгу о революции («Р17», будущее «Красное Колесо»); подготовил подцензурную редакцию романа «В круге первом» (87 глав). «Один день Ивана Денисовича» был выдвинут на Ленинскую премию, однако премии Солженицын не получил.

После падения Хрущева осложнились отношения писателя с властями: в сентябре 1965 года КГБ арестовал архив Солженицына; перекрылись возможности публикаций, напечатать удалось лишь рассказ «Захар-Калита» («Новый мир», 1966, № 1). Успешное обсуждение «Ракового корпуса» в секции прозы Московского отделения Союза писателей (см. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР) не приносит результата - повесть оказалась под запретом. В мае 1967 года Солженицын в открытом письме делегатам Четвертого съезда Союза писателей потребовал отмены цензуры. Работа над «Архипелагом ГУЛАГом» (закончен в 1968) и книгой о революции 1917 года перемежалась борьбой с властями СССР, поиском контактов с Западом (в 1968 «В круге первом» и «Раковый корпус» опубликованы за границей). В ноябре 1969 года А.И. Солженицын был исключен из Союза писателей.

Присуждение Нобелевской премии (см. НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ) по литературе (1970) и издание первой редакции «Августа Четырнадцатого» (1971) возбуждает новую волну преследований писателя. В сентябре 1973 года КГБ обнаружил тайник с рукописью «Архипелага ГУЛАГ», после чего А.И. Солженицын дал сигнал о его публикации в «ИМКА-Пресс» (Париж); первый том книги вышел в свет в конце декабря того же года. В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи», «Письме вождям Советского Союза» (все - 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. 12-13 февраля 1974 года писатель был арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Публикация трехтомного художественно-документального исследования «Архипелаг ГУЛАГ» произвела большое впечатление на мирового читателя. Книга не только представляла историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как сути коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве «колючей проволоки». Наряду с «Августом Четырнадцатого», главами «Красного колеса» о «вожде мирового пролетариата», объединенными книгой «Ленин в Цюрихе» (1975), «очерками литературной жизни» в СССР «Бодался теленок с дубом» (1975) и публицистикой (в дни ареста в самиздат пошло воззвание «Жить не по лжи!»; вскоре стали известны «Письмо вождям Советского Союза», отправленное в ЦК КПСС в сентябре 1973, статьи сборника «Из-под глыб», 1974) «Архипелаг ГУЛАГ» заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Солженицына.

За рубежом писатель остановился в Цюрихе (см. ЦЮРИХ). После получения в Стокгольме Нобелевской премии (декабрь 1975) и поездки в США (апрель 1976; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке и на приеме в Сенате), А.И. Солженицын с семьей (жена Н.Д. Солженицына, ее мать Е.Ф. Светлова, трое сыновей писателя и сын жены от первого брака) в октябре 1976 года переселился в усадьбе близ города Кавендиш (штат Вермонт). Его основной работой на долгие годы становится эпопея «Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках» (переработанный вариант «Августа Четырнадцатого»; «Октябрь Шестнадцатого», оба 1982; «Март Семнадцатого», 1986-1987; «Апрель Семнадцатого», 1991; всего 10 томов). Первоначальный план (20 «узлов»), согласно которому повествованье должно было дойти до подавления Тамбовского восстания (весна 1922) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931, 1937, 1941, 1945), оказался невоплощенным (конспект пятого-двадцатого «узлов» «На обрыве повествованья» был помещен в конце «Апреля Семнадцатого»). В десятитомном «Красном колесе» (1971-1991), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных» (как правило, имеющих прототипов). Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя (их счастливому взаимообретению, то есть причине рождения автора посвящены несколько глав в финале «Апреля Семнадцатого»), и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами (последняя глава - размышления Воротынцева о судьбе России в смуте - прямо выводит к авторским раздумьям об испытаниях Отечества в конце 20 века). Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его «правду». При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все (а более других - власть, отсюда жесткая трактовка Николая II), но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим «личинам». Причину национальной (и мировой) катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении «всеобщего благоденствия» на Земле. Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских позиций издержки цивилизации Запада (речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета, 1978; лекция лауреата Темплтоновской премии «За прогресс в развитии религии», Лондон, 1983). Автобиографическая книга «Бодался теленок с дубом» (1975; дополнена 1991) воссоздавала общественную и литературную борьбу 1960 - начала 1970-х годов в связи с публикацией сочинений писателя в СССР.

Опасения «нового Февраля», чреватого «новым Октябрем», обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке (см. ПЕРЕСТРОЙКА). Со своей стороны советские власти препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные «левой эмиграцией» обвинения в «монархизме», «национализме», «изоляционизме»повторялись и варьировались советскими публицистами середины 1980-х годов. Лишь в 1989 году редактору «Нового мира» С.П. Залыгину удалось напечатать «Нобелевскую лекцию», а затем отобранные автором главы «Архипелага ГУЛАГ» («Новый мир», №№ 7-11, 1989). С 1990 года проза Солженицына широко печаталась на Родине. 16 августа того же года указом Президента СССР писателю было возвращено советское гражданство; 18 сентября «Комсомольская правда» и «Литературная газета» опубликовали статью «Как нам обустроить Россию?», где Солженицын предупреждал о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета (также «Русский вопрос к концу XX века», 1994; «Россия в обвале», 1998).

27 мая 1994 года А.И. Солженицын вернулся в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включился в общественную жизнь. Не допуская сотрудничества с коммунистами, писатель осудил реформы президента Б.Н. Ельцина, критиковал власть. В сентябре 1995 года был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ. Писатель работал над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания», рассказами и лирическими миниатюрами («Крохотки»), опубликованными в «Новом мире» (1995-1997). В 1997 году А.И. Солженицын был избран действительным членом Российской академии наук. В 1998 году, неудовлетворенный политикой властей, он отказался от ордена Андрея Первозванного, которым был награжден в связи с восьмидесятилетием со дня рождения. В 2001-2002 годах в свет вышло двухтомное издание «Двести лет рядом» (Исследование новейшей российской истории), посвященное русско-еврейским отношениям. В 2006 году писатель был удостоен Государственной премии Российской Федерации. Вскоре после возвращения на родину, А.И. Солженицын учредил литературную премию своего имени для награждения писателей, «чье творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы». Он скончался в Москве 3 августа 2008 года от острой сердечной недостаточности, на девяностом году жизни.

Большой энциклопедический словарь

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918) - русский писатель. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему - сквозная тема рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962), "Матренин двор" (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале "Новый мир"), повестей "В круге первом", "Раковый корпус" (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56). "Архипелаг ГУЛАГ" (1973; в СССР распространялся нелегально), - "опыт художественного исследования" государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т.

ч. на Западе. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном "Красном колесе" (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи" и др., "Письме вождям Советского Союза" (все - 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 - в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. - новейшей ("Как нам обустроить Россию", 1990, "Русский вопрос" к концу XX в.", 1994). Автобиографическая книга "Бодался теленок с дубом" (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 - нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970).

-----------------------------------

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (родился 11 декабря 1918 - Кисловодск), русский писатель.семья. Годы ученияСолженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 семья переезжает в Ростов-на-Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико-математический факультет университета (окончил в 1941). Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги (по образцу "Войны и мира" Л. Н. Толстого) о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы (при характерном для эпохи сознании, что всему должно учиться) обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории.Хождение по мукамВ октябре 1941 Солженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) - на фронте; награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Последние фронтовые впечатления - выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) - отразились в написанных в лагере поэме "Прусские ночи" и пьесе "Пир победителей" (обе 1951), а позднее были использованы в "Августе Четырнадцатого" при описании "самсоновской катастрофы" - гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя. 9 февраля 1945 Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, п. 10 и 11). Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы "Республика труда" (первоначальное название "Олень и шалашовка", 1954).

В июне 1947 переведен в Марфинскую "шарашку", позднее описанную в романе "В круге первом". С 1950 в экибастузском лагере (опыт "общих работ" воссоздан в рассказе "Один день Ивана Денисовича"); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952).С февраля 1953 Солженицын на "вечном ссыльнопоселении" в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге - будущий "Раковый корпус". В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа "Матренин двор". С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская Работа над романом "В круге первом", созревает замысел "Архипелага ГУЛАГ".ПрорывВ 1959 за три недели написан рассказ "Щ-854 (Один день одного зэка)", который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал "Новый мир", где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. Т. Твардовский. Непосредственно у Н. С. Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название "Один день Ивана Денисовича" ("Новый мир", 1962, . 11). рассказ, сочетающий предельную честность оценки всей бесчеловечной советской системы (а не только "сталинизма") и редкую художественную силу (чистота народного языка, точность в обрисовке несхожих характеров, концентрация действия, сливающая обыденность с символикой) вызвал восхищение многочисленных читателей - произошел прорыв советской лжи-немоты. Рассказы "Матренин двор" (первоначальное название "Не стоит село без праведника"), "Случай на станции Кречетовка" (оба "Новый мир",1963, . 1), "Для пользы дела" (там же,1963, . 7) упрочивают славу Солженицына. Письма бывших заключенных и встречи с ними (227 свидетелей) способствуют работе над "Архипелагом ГУЛАГ"; пишется "Раковый корпус"; актуализуется замысел книги о революции ("Р17", будущее "Красное Колесо"); выстраивается подцензурная редакция романа "В круге первом" (87 глав). "Один день..." выдвинут на Ленинскую премию, однако сказывается энергичное противодействие защитников коммунизма, верно понявших, что имеют дело с настоящим противником системы, - премии Солженицын не получает, исподволь начинается кампания клеветы. борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ "Захар-Калита" ("Новый мир", 1966, . 1); триумфальное обсуждение "Ракового корпуса" в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата - повесть по-прежнему под запретом. В мае 1967 Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над "Архипелагом..." (закончен в 1968) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 "В круге первом" и "Раковый корпус" опубликованы за границей). В ноябре 1969 Солженицын исключен из Союза писателей.Главный бойПрисуждение Нобелевской премии по литературе (1970) и издание первой редакции "Августа Четырнадцатого" (1971) возбуждает новую волну преследований и клеветы. В сентябре 1973 КГБ захватывает тайник с рукописью "Архипелага...", после чего Солженицын дает сигнал о его публикации в "ИМКА-Пресс" (Париж); первый том выходит в свет в конце декабря. 12-13 февраля 1974 Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ.Публикация трехтомного художественно-документального исследования "Архипелаг ГУЛАГ" произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем "Один день...". Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве "колючей проволоки". Наряду с "Августом Четырнадцатого", главами "Красного колеса" о "вожде мирового пролетариата", объединенными книгой "Ленин в Цюрихе" (1975), "очерками литературной жизни" в СССР "Бодался теленок с дубом" (1975) и публицистикой (в дни ареста в самиздат пошло воззвание "Жить не по лжи!"; вскоре стали известны "Письмо вождям Советского Союза", отправленное в ЦК КПСС в сентябре 1973, и развивающие веховскую традицию (см. "Вехи") статьи сборника "Из-под глыб", 1974) "Архипелаг..." заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Солженицына, выявил его стержень - поиск свидетельств о человеке, его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на Земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия.На чужбине о РоссииНедолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975) и совершив поездку в США (Апрель 1976; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке и на приеме в Сенате), Солженицын с семьей (жена Н. Д. Солженицына, ее мать Е. Ф. Светлова, трое сыновей писателя и сын жены от первого брака) в октябре 1976 переселяется в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт).Основной работой на долгие годы становится эпопея "Красное колесо. Повествованье в отмеренных сроках" (переработанный вариант "Августа Четырнадцатого"; "Октябрь Шестнадцатого", оба 1982; "Март Семнадцатого", 1986-87; "Апрель Семнадцатого", 1991; всего 10 томов). Первоначальный план (20 "узлов"), согласно которому повествованье должно было дойти до подавления Тамбовского восстания (весна 1922) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931, 1937, 1941, 1945), оказался невоплощенным (конспект 5-20-го "узлов" "На обрыве повествованья" помещен в конце "Апреля Семнадцатого"). В "Красном колесе" исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей "вымышленных" (как правило, имеющих прототипов). Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя (их счастливому взаимообретению, то есть причине рождения автора посвящены несколько глав в финале "Апреля..."), и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами (последняя глава - размышления Воротынцева о судьбе России в смуте - прямо выводит к авторским раздумьям об испытаниях Отечества в конце 20 в.). Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его "правду". При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все (а более других - власть, отсюда жесткая трактовка Николая II), но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим "личинам". Причину национальной (и мировой) катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении "всеобщего благоденствия" на Земле. Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских (либеральных) позиций издержки современной цивилизации Запада (речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета, 1978; лекция лауреата Темплтоновской премии "За прогресс в развитии религии", Лондон, 1983, и др.).Опасения "нового Февраля", чреватого "новым Октябрем", обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные "левой эмиграцией" обвинения в "монархизме", "национализме", "изоляционизме" повторялись и варьировались многочисленными советскими публицистами середины 1980-х гг. Лишь в 1989 редактору "Нового мира" С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать "Нобелевскую лекцию", а затем отобранные автором главы "Архипелага..." ("Новый мир", .. 7-11). С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября "Комсомольская правда" и "Литературная газета" публикуют статью "Как нам обустроить Россию?", где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета (ср. также работу "Русский вопрос к концу XX века", 1994).Дома27 мая 1994 Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) По возвращении писатель работает над книгой "Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания". Рассказы и лирические миниатюры ("Крохотки"), опубликованные Солженицыным в "Новом мире" (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара. Сочинения:"Собрание сочинений". М., 1990. Т. 1-8.Апрель Семнадцатого. Вермонт; Париж, 1991. Т. 1-2.Красное колесо. М., 1993-95. Т. 1-8.Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1995-96. Т. 1-2.Бодался теленок с дубом. Очерки литературной жизни. М., 1996.Литература:Кремлевский самосуд: Секретные материалы политбюро о писателе А. Солженицыне. М., 1994.Нива Ж. Солженицын. М., 1991.А. С. Немзер СОЛИ - продукты замещения атомов водорода кислоты на металл или групп ОН основания на кислотный остаток. При полном замещении образуются средние, или нормальные, соли (NaCl, K2SO4 и др.), при неполном замещении атомов Н - кислые (напр., NaHCO3), неполном замещении групп ОН - основные СОЛИГАЛИЧ - город (с 1778) в Российской Федерации, Костромская обл., на р. Кострома, в 95 км от ж.-д. уз. Галич. 7,5 тыс. жителей (1993). Льнообрабатывающий, маслосыродельный заводы, известковый комбинат. Бальнеогрязевой курорт. Краеведческий музей. Известен с 1335 под названием Соль-Галицкая. Ансамбль Воскресенского монастыря (17 в.), церковь Николы на Наволоке (кон. 17 в.), Рождественский собор (17-19 вв.).

Энциклопедия Кольера

СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918), русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970. Родился 11 декабря 1918 в Кисловодске. Окончив физико-математический факультет Ростовского университета, в 1942 был призван в армию и, будучи ранен, получил государственную награду. В 1945 его осудили на восемь лет лагерей за критические высказывания по адресу Сталина, допущенные в письме к другу. Получив дополнительно три года ссылки, он был официально реабилитирован в 1956. Повесть Один день Ивана Денисовича (1962), живописующая мучительную борьбу за выживание в концлагере, удостоилась похвалы в газете "Правда", органе Центрального Комитета Коммунистической партии. После января 1966 ни одно сочинение Солженицына не было опубликовано в открытой печати. Тем не менее машинописные копии романа В круге первом, повествующего об ученых в сталинской "шарашке", и Ракового корпуса, рисующего быт и нравы обитателей больницы, издавались за рубежом. В 1970 Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Опасаясь изгнания и не рискуя выезжать в Стокгольм для получения премии, Солженицын в письме в Шведскую Академию согласился принять ее заочно. В 1974 он был выслан за границу; в том же году в Швеции получил премию. Среди других его опубликованных за границей сочинений - Рассказы и стихотворения в прозе (1971) и Архипелаг ГУЛаг, 1918-1956 (В 3-х тт., 1973-1976), история советской политической системы. Изданные за границей сочинения Солженицына включают также воспоминания Бодался теленок с дубом (1975), дневник послесталинской эпохи; Ленин в Цюрихе (главы из романа, 1975), портрет основателя советского государства в период перед революцией; Август четырнадцатого (1971, перераб. изд. 1983), где описывается с точки зрения рядовых и офицеров обреченное на неудачу русское наступление в Восточной Пруссии. В 1994, через три года после распада СССР, Солженицын вернулся в Россию.

ЛИТЕРАТУРА

Солженицын А.И. Сочинения, тт. 1-7. М., 1990 Нива Ж. Солженицын. М., 1991 Кремлевский самосуд. Секретные документы Политбюро о писателе А.Солженицыне. М., 1994 Солженицын А.И. Красное колесо, тт. 1-10. М., 1995-1996 Солженицын А.И. Публицистика, тт. 1-3. Ярославль, 1995-1997 Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом. М., 1996 Солженицын А.И. Россия в обвале. М., 1996

Полезные сервисы